0.2. (Болг., Рус.)

Дуалистическая космогония («урало-алтайский комплекс»)

0.2а. Сотворение мира двумя антагонистами, земным и небесным.

(= Березкин В1, В3А, С6, С6С, С6D, М29J)

Бог спускается на воды изначального и безбрежного Тивериадского моря, где встречает птицу-гоголя «в пене морской» (в образе которого Сатанаил). Сатана признает Бога и по его велению ныряет на дно моря за землей, достает ее, появляется земной мир

(Болг.: Тивериадское море).

0.2б. Киты — опоры земли

(= Березкин I8В, I52)

Земля утверждена на 33 китах

(Болг.: Тивериадское море)

0.2в. Происхождение духов природы

(= Березкин К65, К65А)

Соучастники сатаны свергаются с небес, падают три дня и три ночи, и остаются навеки там, где их «огонь застал» — в воздухе, в пропастях, в воде и т.д.

(Болг.: Тивериадское море)

0.2г. Сотворение человека двумя антагонистами, земным и небесным

(= Березкин В1, Е1, Е5С, Н42, Н43, Н43аа, Н44)

0.2г.1. Бог творит тело человека и отлучается, сатана «истыкает» человека, делая его смертным

(Болг.: Тивериадское море)

0.2г.2. Бог моется в бане, сбрасывает на землю «ветошь», которой отерся. Спорит с «сатаной», «дьяволом» (божеством «бездны»), кто из нее сотворит человека. Бог творит душу, дьявол — тело. Тело после смерти идет в землю, а душа к богу

(Рус.: Начальный свод, 1071; то же — Повесть временных лет)

Ср. 0.1

{0.2г.3. «Рукописание Адама» (ср. Березкин Н44): Адам дает дьяволу «рукописание», признавая с его слов его власть над всем земным.

(Болг.: Адам и Ева; Тивериадское море)

[Источник сюжета о «Рукописании» неизвестен; его заимствованное происхождение вероятно, но встречается он только в славянских текстах. Мотив «Запретного плода» (Березкин Н56) в обоих апокрифах восходит к библейскому повествованию; в «Тивериадском море» он сочетается с предшествующим и последующим мотивами о происхождении несовершенства людей противоречиво.]}

0.2д. Происхождение смерти от обмана и ошибки

(= Березкин Н36а)

Умирая, Адам посылает Сифа за исцелением к Эдему, тот получает от ангела ветвь райского древа. Сатана, незнакомый ему, встречает его по дороге и убеждает дополнить Божье дерево ветвями древ, посаженных некогда Адамом и Евой. Сиф слушается, собирает ветви, Адам сплетает из них себе венец и умирает

(Болг.: Тивериадское море)

[Письменных источников рассказ не имеет — в оригинале апокрифа «Адам и Ева» есть рассказ о путешествии Евы и Сифа за соком райского древа для умирающего Адама, но сюжет совершенно иной; мотив трех деревьев и венца из них есть в славянской версии апокрифа, но не связан]