Б45. (Чеш., Рус., Серб.)

Кара за братоубийство

(= Thompson Q211.9)

Братоубийство имеет страшные, мистические последствия; в большинстве случаев братоубийца гибнет

{1) Земля не принимает кровь убитого братом св. Вячеслава

(Чеш.: Житие св. Вячеслава, Легенда Никольского)}

2) Святополк Окаянный, разгромленный Ярославом, бежит, охваченный безумием и видениями погони; в «пустыне между Чехами и Ляхами» умирает злосчастной смертью, от его могилы «до сего дня» «смрад злой»

(Рус.: Сказание о Борисе и Глебе; то же — Повесть временных лет, 1019)

Святополк, разгромленный Ярославом, сгинул «никем не гонимый»; «между Чехами и Ляхами» на месте его смерти «дым и до сего дня идет»

(Рус.: Начальный свод, 1016)

Святополк умирает на чужбине; «многие говорят, что во мраке его видели так же, как Юлиана законопреступного»

(Рус.: Чтение о Борисе и Глебе)

3) Легец, сыновья которого убили давших ему приют законных королей, его двоюродных братьев, не пощадив и детей, становится королем; «но Всемогущий Бог… в краткое время поразил отца, хромого телом и душой, и сыновей его болезнями и невзгодами — так что как они поразили братьев своих и племянников, так и сами умерли, и ни одного из них не осталось»

(Серб.: Летопись попа Дуклянина, 31)

{4) Болгарский царь Владислав по наущению императора Василия убивает своего двоюродного брата Радомира и мужа своей сестры Владимира; за трапезой в лагере под Диррахием ему являются «вооруженные воины в обличье святого Владимира»; Владислав в панике взывает к приближенным, вскакивает, «и немедля был поражен ангелом, и упал наземь, и умер телом и душой»

(Серб.: Летопись попа Дуклянина, 36)}