З5. (Болг., Рус.)

Злой правитель

(= Thompson K2246.1, P12.2.1)

Правитель — образец нечестия и злокозненности; не обладает никакими положительными характеристиками; обычно несет наказание

1) Святополк Моравский, гонитель учеников св. Мефодия, вынуждает их бежать в Болгарию, многих несправедливо карает, слушает злых советников-еретиков

(Болг.: Житие Климента Охридского)

2) Сенарион — нечестивый царь, правивший после Соломона; погубил множество людей, совершал нечестия

(Болг.: Сказание о Крестном Древе)

3) Симеон Премудрый «бесчестный и злой к людям, погубил землю Болгарскую, Иерусалимскую и Римскую»

(Болг.: Болгарская апокрифическая летопись)

Симеон Премудрый — жестокий и высокомерный завоеватель, уничтоженный Богом

(Болг.: Сказание Исаии)

4) Царь «измаильтян» Чигочин — жестокий разоритель Болгарии и Греции, побежден Деляном

(Болг.: Сказание Исаии)

5) Святополк Окаянный, сумев получить власть после смерти Владимира, истребляет своих братьев, убивает святых Бориса и Глеба, приводит на Русь печенегов и поляков, последних предает; побежден Ярославом Мудрым и страшно умирает

(Рус.: Сказание о Борисе и Глебе; Начальный свод, 1015, 1016; Чтение о Борисе и Глебе [только о захвате власти и братоубийстве]; Повесть временных лет, 1015, 1016, 1018, 1019 [история польского вторжения только здесь])

6) Король Ратимир, «с детства ненавидя имя христианское, стал в крайней степени христиан преследовать, желая уничтожить на земле и в своем королевстве их имя»; после него правили еще «четыре неправедных короля», по именам не называемые

(Серб.: Летопись попа Дуклянина, 6–7)

7) Король Владислав «не ходил право перед Господом, но запятнал себя множеством нечистот», злосчастно погиб на охоте

(Серб.: Летопись попа Дуклянина, 11)

8) Король Прибислав «совершил множество несправедливостей», был убит боснийскими «вельможами»

(Серб.: Летопись попа Дуклянина, 19)

9) Владислав, племянник болгарского царя Самуила, по наущению императора Василия убивает своего двоюродного брата Радомира, чтобы захватить власть; затем коварно убивает, заманив к себе ложной клятвой, дуклянского короля Владимира; за свои злодеяния «поражен ангелом… чтобы стать ангелом сатаны»

(Серб.: Летопись попа Дуклянина, 36)

10) Греческий царь, «лютый и кровь проливавший, разрушил мир» со Стефаном Неманей по неоговоренным причинам; это оправдывает отвоевание у греков земель

(Серб.: Житие святого Симеона (Стефан))